Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.
В связи с обновлением ФГОС НОО и ООО (с 1 сентября 2022 г.) обеспечение возможности формирования функциональной грамотности было закреплено документально и определено как формирование функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
В вопросе формирования функциональной грамотности МКОУ СОШ №11 пос. Нового придерживается двух направлений:
Первое направление – это ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса. Например, формирование читательской грамотности – каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов/заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения: находить в тексте информацию и формулировать выводы, интерпретировать информацию и применять её в новых ситуациях, в том числе, не рассмотренных в учебнике. Таким образом, процесс формирования функциональной грамотности не отдельные уроки или набор отдельных заданий, а процесс логично и системно «вшит» в учебную программу как обязательная составляющая.
Вторым направлением формирования функциональной грамотности является дополнительное образование школьников.
Для обеспечения продуктивности формирования функциональной грамотности в МКОУ СОШ № 11 пос. Нового составлена дорожная карта по формированию функциональной грамотности у обучающихся, сформирована рабочая группа, определены ответственные за выполнение. В дорожную карту включены как теоретические, так и практические аспекты.
С помощью электронного банка заданий РЭШ (Российская электронная школа) (5 – 9 кл.), Учи.ру (3 - 4 кл.) ежемесячно проводятся тренировочные и диагностические работы по шести направлениям функциональной грамотности (глобальные компетенции, естественнонаучная грамотность, креативное мышление, читательская грамотность, математическая грамотность, финансовая грамотность). Отметим, что на данных платформах число работающих учителей в школе составляет 100%. Обучающиеся заинтересованы в выполнении работ на платформе, т.к. эта форма проще и комфортнее в выполнении, чем письменные работы. Учителями так же приветствуется данная форма работы, т.к. при создании тренировочных работ можно выбрать задания, не только привязанные к реальной жизни, опыту, но и соответствующие возрасту детей и их когнитивным способности. В школе ведется мониторинг результатов выполнения диагностических работ по формированию функциональной грамотности в разрезе учителя, параллелей, классов, учеников. С обучающимися, показавшими низкие результаты, ведется дополнительная внеурочная работа: рассматриваются методы, приёмы и формы работы с заданиями.
В учебный план МКОУ СОШ № 11 пос. Нового включен такой элективный курс, как «Функциональная грамотность «Учимся для жизни», на котором обучающиеся 5-х классов знакомятся со способностями решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.
Работа по формированию функциональной грамотности носит системный характер. Результатом грамотно спланированной работы являются показатели участия в диагностических работах: участие – 100% обучающихся, уровень сформированности функциональной грамотности составляет 87%.
В связи с тем, что выполнение некоторых заданий требует довольно много времени, что не всегда удобно в рамках урока, учителя используют ресурсы данных платформ во внеурочное время в рамках занятий в центре образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» на базе МКОУ СОШ № 11 пос. Нового.
Педагогический коллектив МКОУ СОШ № 11 пос. Нового понимает, для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять лишнюю информацию, проверять факты, анализировать, обобщать и перекладывать на собственный опыт.
Современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике.
- Главная
- Для жителей
- Новости и репортажи
- Формирование навыков функциональной грамотности в школе №11 поселка Нового
Формирование навыков функциональной грамотности в школе №11 поселка Нового
01 апреля 2024, 11:25
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.