Сайт Георгиевского муниципального округа Ставропольского края

Безопасность ребенка в семье

Автор: Управление по общественной ...
Безопасность – это явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество в целом.
Безопасность ребенка в семье.

Безопасность – это явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество в целом. Понятие «психологическая безопасность», это такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие личности и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы ее психическому здоровью. 
Большинство проблем, возникающих у взрослого человека, берет свое начало из детства. Ближайшее окружение ребенка (родители, бабушки и де-душки, воспитатели в детском саду, старшие братья и сестры, соседи и случай-ные люди) вольно или невольно становятся причиной более или менее серьезных психологических травм у детей. Особенность мышления и восприятия мира у детей такова, что психологический шок может наступить даже не от реальных действий окружающих по отношению к самому ребенку, а лишь от какихто слов или событий, происходящих рядом. При этом, чем сильнее действующий негативный фактор, тем менее эффективными оказываются встроенные механизмы психологической защиты. Пережитый страшный опыт оставляет неизгладимый след на всю оставшуюся жизнь. 
Основные моменты, которых следует избегать родителям с целью уменьшения психологических травм ребенка: 
Во-первых, это семейные конфликты при детях, особенно с применением физической силы. В таких ситуациях ребенок испытывает целый перечень негативных эмоций (страх, чувство вины, беспомощность и т.п.), которые негативно сказываются на его психическом состоянии и развитии. 
Во-вторых, нельзя запугивать ребенка. Разговоры о Бабе-яге, Бармалее, полицейском или враче, который поставит укол за плохое поведение, и т.п., не только не помогают воспитанию, но серьезно ранят ребенка, ведь маленькие дети верят тому, что говорят взрослые. Ребенок, возможно, на какое-то время станет более послушным, но при этом у него возникнут страхи, тревожность, пропадет доверие к самым близким людям – родителям. 
В-третьих, это несправедливое или слишком жесткое отношение взрослых к ребенку. Если малыш действительно виноват и осознает свою вину, то справедливое и умеренное наказание послужит для него уроком, но если роди-тели наказали его незаслуженно, то это приведет к негативным последствиям – гневу, озлобленности, чувству несправедливости.    
Родителям необходимо стремиться к доверительным взаимоотношениям со своими детьми независимо от их возраста. Нельзя игнорировать просьбы детей, отмахиваться от их потребностей и запросов. Ведь дети активно подражают взрослым, а значит, впоследствии будут так же реагировать и на их просьбы.    
Признаками неблагополучного эмоционального состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности выступают: 
    беспокойный сон, долгое засыпание, повышенная утомляемость;
    чрезмерная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность, упрямство; 
    рассеянность, невнимательность, отсутствие уверенности в себе, ребенок постоянно ищет одобрения у взрослых; 
    нарушения аппетита; 
    боязнь социальных контактов, нежелание участвовать в играх с други-ми детьми; 
    навязчивые движения и тики (подергивание плеч, моргание и др.).
Игнорирование подобных проявлений может привести к стойким нарушениям и в здоровье, и в личностном развитии ребенка. 
В свою очередь, верными показателями того, что психологическая без-опасность ребенка в достаточной мере обеспечена, служат хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности, высокая по-знавательная активность. 
Существует достаточно средств и методов, нацеленных на обеспечение психологической безопасности детей как в семье, так и в образовательных ор-ганизациях. К ним относятся: 
    1. Разумное дозирование психических, эмоциональных и физических нагрузок. Чем младше ребенок, тем больше у него должно быть свободного времени для игры, общения со сверстниками и родителями, самостоятельной творческой деятельности. 
    2. Наблюдение за самочувствием и настроением ребенка, выявление причин неблагополучия, организация своевременной помощи. 
    3. Грамотная с точки зрения психологического и физического состояния детей организация режимных моментов (полноценный сон, достаточное время для прогулок, ограничение времени для просмотра телевизора или компьютерных игр). 
    4. Предоставление ребенку максимально возможной в его возрасте самостоятельности и свободы. 
    5. Профилактика нарушений психоэмоционального состояния детей с использованием водных процедур, массажа, психотерапевтических игр, простейших способов релаксации и т.п. 
Создание безопасной и поддерживающей среды в семье – это не только важно для здоровья и благополучия членов семьи, но и необходимо для предотвращения насилия в обществе в целом. 


 

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie